Занятия по дрессировке проводят:

Коковкин Владимир Викторович
(эксперт РКФ по рабочим качествам, "Фигурант")
и
Потаенко Екатерина

 
тел.: 8-917-317-81-93, 8-917-210-96-97

 

Общий курс дрессировки (ОКД)

Общий курс дрессировки (ОКД) относится к отечественному виду дрессировки собак.
Разработка программы ОКД относится к 20-м годам прошлого века и связано с именем ученого-кинолога, организатора отечественного служебного собаководства Всеволода Васильевича Языкова. В своей основе с тех пор ОКД практически не изменился. Хотя в последние годы в правила и нормативы сдачи ОКД вносились отдельные поправки. Например, из программы испытаний исключались, а потом опять включались, приемы по отношению к корму, разбросанному на земле и предлагаемому чужими людьми, отношение к выстрелу. Менялась высота барьеров, замена глухого высокого на окоп или горку.


Тем не менее, по свидетельству прессы, эта национальная система по разнообразию упражнений и степени сложности превосходит многие зарубежные нормативы в подготовке собак.
ОКД отличается жесткими требованиями к действиям дрессировщика по управлению собакой и выполнению собакой каждого навыка.
В настоящее время этот курс относится к национальным видам дрессировки, по нему проводятся соревнования.

В процессе ОКД у собаки вырабатываются навыки, дисциплинирующие животное, позволяющее управлять ее поведением, как в процессе повседневного обращения, так и в практической деятельности.


ОКД является базой для выработки у собак комплекса условных рефлексов специального назначения. Большинство приемов ОКД отрабатывают при подготовке собак всех видов служб. Общие рекомендации при проведении занятий по ОКД сводятся к тому, что их желательно проводить 2 раза в день перед кормлением. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 2-х часов, а количество приемов, выполняемых на одном занятии, зависит от периода дрессировки и степени подготовленности и работоспособности собак. В начальный период на одном занятии можно повторять 2-3 приема, в последующем количество приемов и число их повторений увеличивать. Прежде чем приступить к занятию, следует тщательно продумать план работы: какие приемы выполнять, сколько раз и в какой очередности.

 

Подготовительные приемы
 
Основные приемы Дополнительные приемы
  1. Установление контакта между дрессировщиком и собакой;
  2. Приучение к кличке;
  3. Приучение к снаряжению (ошейнику, поводку, наморднику, шлейке);
  4. Приучение к чистке и показу для осмотра (зубов, статей и т.д.);
  5. Развитие физической выносливости;
  6. Приучение к перевозке на транспортных средствах;
  7. Приучение к посторонним раздражителям в т. ч. сильным звуковым и световым.
  1. Приучение переходить в свободное состояние. «Гуляй»;
  2. Приучение подходить к дрессировщику. «Ко мне»
  3. Приучение к движению рядом с дрессировщиком «Рядом»
  4. Приучение садиться «Сидеть»
  5. Приучение ложиться «Лежать»
  6. Приучение стоять «Стоять»
  7. Приучение к подноске предметов «Апорт»
  8. Приучение к подаче голоса (лая) «Голос»
  9. Выработка выдержки и возвращение на место «Место»
  10. Приучение к преодолению препятствий и движению впереди дрессировщика «Вперед»
  11. Приучение к прекращению нежелательных действий. «Фу»
  12. Приучение не брать корм, предлагаемый владельцем и посторонним человеком без разрешения «Фу»
  13. Приучение отдавать предмет, вещь «Дай»
  14. Спокойное отношение к выстрелу
  1. Приучение к переползанию «Ползи»
  2. Приучение к замедлению темпа движения «Тише»
  3. Приучение работать в любых условиях обстановке в т.ч. в группе дрессировщиков с собаками.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМАНД НА ИСПЫТАНИЯХ ПО ОКД

1 Показ зубной системы, отношение к наморднику. 5 баллов 
 

a) cобака в положении сидя у левой ноги инструктора в 2–3 м. от судьи;
b) инструктор показывает зубную систему собаки, передние зубы, боковые зубы верхней и нижней челюсти с правой, а затем с левой стороны;
c) собака не должна оказывать сопротивление при показе зубной системы, вскакивать с места и т.д.;
d) инструктор надевает на собаку намордник и по команде «Гуляй» переводит ее в свободное состояние в противоположную от судьи сторону. Собака должна перейти в свободное состояние и удалиться от инструктора более чем на 5 м. По команде судьи инструктор может двигаться в любую сторону или стоять на месте;
e) при одевании намордника собака не должна оказывать сопротивление, а находясь в свободном состоянии не пытаться его сбросить;
f) по команде судьи инструктор подзывает собаку;
g) показ навыка останавливается при непрекращающихся попытках сбросить намордник или невозможность его одеть, или при невозможности показа зубной системы.
 


2. Рядом. 10 баллов 
 

a) перед началом движения показываются повороты на месте;
b) при движении правое плечо собаки должно плотно находиться у левой ноги инструктора. Движение осуществляется шагом-ускоренным и замедленным, бегом, зигзагообразно и с поворотами в движении;
c) собака должна своевременно перестраиваться под изменение темпа движения;
d) при остановках собака должна самостоятельно сесть параллельно с инструктором, не заваливаясь;
e) собака не должна отвлекаться и при движении следить за инструктором;
f) собака не должна мешать или затруднять движение инструктора;
g) собака должна выполнять команду «Рядом» поданную как голосом, так и жестом.
 


3. Управление собакой на расстоянии. Команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять». 25 баллов

a) собака в одном из обозначенных положений, в 20–25 м. от инструктора. Во время отхода инструктора собака не должна допускать срыва с места и самостоятельного изменения обозначенного положения;
b) четко и быстро выполнять команды с первой подачи, как голосом, так и жестом. Совмещение подачи команд голосом и жестом не допускается. Каждую команду собака выполняет не менее двух раз отдельно голосом и жестом;
c) во время работы собака не должна отвлекаться на раздражители окружающей обстановки;
d) подачу команд инструктор осуществляет с интервалом не менее 5 сек., или по указанию судьи;
e) при выполнении команд «Сидеть», «Лежать» собака не должна заваливаться и не совершать других лишних движений;
f) при выполнении команд собака не должна допускать продвижений вперед.
 


4. Ко мне. 15 баллов 
 

a) подзыв осуществляется при нахождении собаки в свободном состоянии и в ходе управления собакой на расстоянии;
b) подход к инструктору собака выполняет энергично (бегом) по первой команде или жесту. При подзыве собаки жестом инструктор один раз может назвать ее кличку.;
c) при подходе собака должна самостоятельно сесть перед инструктором не далее чем в 20 см, или сразу обойти его и самостоятельно сесть у левой ноги;
d) при посадке перед инструктором далее по жесту или команде «Рядом» быстро принимает положение сидеть у его левой ноги, обход не обязателен.
 


5. Возврат на место. 5 баллов 

 

a) расстояние от инструктора до обозначенного места 20-25 м.;
b) после выполненной команды «Ко мне» собака находится у левой ноги инструктора в положении сидя;
c) по команде «Место» собака активно (бегом) без остановок движется в сторону обозначенного места. Команда и жест подаются одновременно.;
d) при подходе к обозначенному предметом (поводком) месту, собака обходит его и самостоятельно ложится в 50 см. перед предметом;
e) собака не должна самостоятельно менять своего положения, вскакивать с места до поступления очередной команды инструктора.
 


6. Апортировка. 10 баллов 
 

a) собака у левой ноги инструктора в положении сидя;
После выдержки 5-10 сек. и только по команде собака энергично бежит в сторону брошенного предмета.;
b) во время работы собаки инструктор стоит на месте, помощи собаке не оказывает;
c) собака должна взять предмет в зубы и быстро поднести к инструктору;
d) самостоятельно сесть перед инструктором (или обходит и садится у левой ноги) и удерживает предмет в зубах до команды «Дай»;
e) по команде «Дай» беспрепятственно отдает предмет и по команде «Рядом» занимает место у его левой ноги (обход не обязателен);
f) вес предмета не менее 0,4 кг. Форма-гантель. Материал- крепкие породы дерева;
g) дальность броска предмета 10–15 м.
 


7. Отношение к корму команда «ФУ». 5 баллов 

 

a) собака посылается по команде «Гуляй» на участок местности 3х4 м. где предварительно разбросан корм 3-4 куска. Инструктор двигается за собакой через участок;
b) при попытке подобрать корм или после взятия его собакой подается один раз команда «Фу». Собака должна прекратить попытку подбора корма (или выплюнуть его из пасти).
После прохода участка инструктор подзывает собаку.
По решению судьи навык на команду «Фу» может проверяться одним из способов.
a) собака без поводка у левой ноги инструктора в положении сидеть. По команде судьи инструктор несколько раз предлагает собаке на открытой ладони кусок лакомства. При попытке собаки взять лакомство с руки подается команда «Фу». После трехкратного предложения лакомства дается разрешающая команда на взятие лакомства с ладони;
b) собака посылается за предметом. По команде «Фу» должна выбросить предмет из пасти. На возобновление навыка разрешается давать не более двух команд.
 


8. Отношение к выстрелу. 10 баллов 

 

a) собака в положении сидя на обозначенном месте;
b) инструктор отходит от собаки на удаление 20-25 м;
c) помощник (судья на ринге) находится на удалении 10 м. от собаки производит 2 выстрела из стартового пистолета (либо взрывает поочередно две петарды), с интервалом в 15 сек;
d) в момент выстрелов собака не должна менять обозначенного положения, облаивать, бросаться на стреляющего или убегать;
e) собака находится на обозначенном месте до тех пор, пока инструктор не подойдет к собаке или не подзовет ее к себе.
 


9. Полоса препятствий. 15 баллов 

 

a) собака в положении сидя у левой ноги инструктора, в 3-х м. от первого препятствия;
b) по команде «Вперед» собака в быстром темпе преодолевает препятствие. Обойдя препятствие с правой стороны, и подав команду «Рядом» (посадка у левой ноги обязательна) инструктор следует к очередному препятствию;
c) бум и лестницу собака преодолевает без задержек и остановок;
d) препятствия до 1 м. собака преодолевает без касания. Препятствия высотой 1,6 -2 м., собака преодолевает с зацепом передних лап за верхний край барьера;
e) по команде «Вперед» собака не должна оббегать препятствие, спрыгивать с бума в момент его прохождения, а также спускаться с лестничного марша обратно, не достигнув верхней площадки лестницы;
f) при преодолении отдельных препятствий по команде инструктора «Тише» замедлять темп своего движения;
g) после преодоления всей полосы по команде инструктора выполнить команду «Рядом», самостоятельно сесть у левой ноги.;
h) любое механическое воздействие на собаку и оказание ей помощи не допускается.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Выполнение всех приемов на испытаниях собака выполняет без поводка.

2. При управлении собакой на поводке начисляются штрафные баллы из расчета: п.п. 1–8 — 3 балла; п. 9 — 3 балла.
3. Поощрять собаку разрешается командой «Хорошо». Поглаживание и дача лакомства во время испытаний не допускается.
4. На испытаниях инструктор (владелец собаки) должен иметь следующее снаряжение для собаки:
 

а) кожаный, мягкий ошейник; 
б) короткий поводок (1.5 м.); 
в) намордник;
г) апортировочный предмет установленного образца.

 

5. Работа собаки в шлейке на испытаниях не допускается.

 

 

Полоса препятствий

Целью курса «Полоса препятствий» — выработать у собаки навыки смелого, безотказного движения на любые репятствия и их преодоление по команде и жесту дрессировщика, а также развивать у собаки физическую силу и выносливость.

Собака должна уметь преодолевать препятствие покоманде «Вперед» или по жесту, в момент преодоления отдельныхпрепятствий (бум, лестница, мост) по команде «Тихо» замедлять темпдвижения, а также преодолевать всю полосу препятствий в ускоренномтемпе.

Преодолевать каждый элемент полосы с посадкой дрессировщиком собаки выдержкой перед преодолением препятствия и после его преодоления. Отпрепятствия к препятствию собака движется по команде «Рядом» у левойноги рессировщика без поводка. Преодолевать препятствия саппортировочным предметом. Самостоятельно преодолевать препятствия вобратном направлении. После успешной сдачи экзаменов по курсу «Полосапрепятствий», при условии прохождения курса «ЗКС», собака допускается до курса «Собака-телохранитель».

 

Собака-компаньон

С помощью этого курса дрессировки вы сможете выработать новые навыки у вашей собаки, повысить её интеллектуальный уровень и рассудочную. Безотказность работы и управляемое поведение собаки в любой обстановке — вот он, настоящий компаньон, понимающий вас с полуслова. Исключение агрессивного поведения собаки по отношению к окружающим и в первую очередь к детям, входит в обязательную программу этого курса.

Основные пункты отработки:
 

  1. Команда «вперед» 30 м
  2. Голос
  3. Команда «ползи»
  4. Выборка вещи
  5. Работа жестом
  6. Управление собакой из автомобиля (приучение к тс, поведение в машине)
  7. Полоса препятсвий с объемным предметом
  8. Управление двумя собаками одновременно.
  9. Работа собаки на фоне группы (собаки, люди)
  10. Команда «Фу»
  11. Спокойное реагирование на кошек, голубей, лошадей и т. д.
  12. Управление собакой всеми членами семьи
  13. Полное управление собакой жестом. 

Защитно-караульная служба (ЗКС)

Защитно-караульная служба также как и курс общей дрессировки относится к отечественным видам дрессировки. Свое развитие ЗКС получила из военных направлений дрессировки в ХХ веке. Следует отметить, что в современных условиях в силовых структурах России на базе навыков ЗКС готовят розыскных собак, караульных, сторожевых, конвойных. Этот курс называется курсом специальной дрессировки и включает в себя более обширную программу подготовки в соответствии со специализацией и дальнейшим применением собаки.

Так называемый любительский курс ЗКС возник с ростом числа любителей-собаководов, которые работали с собаками служебных пород и заботились о поддержании и развитии рабочих качеств, своих собак. Собаководы советской эпохи знали, что без сдачи норм ОКД и ЗКС служебные собаки не допускались к племенному разведению, причем требования к рабочим качествам кобелей были выше, чем у сук. Таким образом, программа ЗКС была взята на вооружение всеми клубами служебного собаководства СССР. 
Хорошо обученные собаки по курсу ЗКС с успехом могут защитить своего хозяина его дом и имущество, и в плане конкурентоспособности не уступят европейской собаки-телохранителю. Это объясняется тем, что навыки, полученные собакой по ЗКС, отличаются эффективностью, а не зрелищностью и модифицированы в сторону «жизненных ситуаций». 
В течение десятков лет нормативы по ЗКС неоднократно менялись и, тем не менее, эффективность курса и на сегодняшний день остается в достаточной степени высокой.

Защитно-караульная служба включает следующие навыки

1. Выборка чужой вещи
Навык выборки вещей необходим для опознания искомого человека по данному запаху. Выборка вещей способствует развитию чувствительности обоняния собаки, совершенствованию дифференцировки запахов и является базой для приучения собаки к обыску местности и выборке человека.

Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, пищевой реакций поведения и навыка апортировки.
К выборке вещей можно приступать только в том случае, когда собака заинтересованно обнюхивает предлагаемый предмет, активно ищет его с помощью обоняния среди большого количества подобных беззапаховых предметов, подносит его и садится перед дрессировщиком.

2. Охрана вещи
Навык охраны вещи необходим в случаях, когда владельцу собаки необходимо на какой-то период времени оставить предметы багажа или вещь, не сдавая их, например, в камеру хранения и не доверять посторонним лицам. Навык охраны вещи является базовым для выработки специальных навыков связанных с охраной, в том числе зданий, территорий и т. п.

Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции поведения.

3. Задержание с окарауливанием и конвоированием помощника (фигуранта)
Навык задержания человека, смелой, активной борьбы с ним и настороженного окарауливания задержанного на месте и в движении необходим в случаях, когда возникает опасность нападения на дрессировщика, членов его семьи или при проникновении в дом посторонних лиц с целью ограбления и т. п. Данный навык является базой для выработки у собаки других специальных навыков.

Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции после развития у собаки злобы и недоверия к посторонним.

4. Обыск местности
Навык обыска местности необходим для выполнения задач связанных как с поиском предметов (вещей) на участке местности, так и с поиском самого человека укрывшегося на местности. Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, активно-оборонительной и пищевой реакций, а также навыка апортировки.

К подготовительным приемам ЗКС относятся:

1. Развитие обонятельно-поисковой реакции
Подготовка собак по программе ЗКС основана, в том числе на использовании обонятельно-поисковой реакции. Поэтому своевременное ее развитие является главным условием качественной подготовки собаки по курсу этого вида дрессировки. Обонятельно-поисковую реакцию рекомендуется развивать с 2–3 месячного возраста.

2. Развитие активно-оборонительной реакции
Навык недоверчивого отношения к посторонним людям, смелой и активной борьбы с человеком, нападающим на собаку, крепкой хватки является базой для подготовки собак к розыскной, сторожевой, караульной и другим специальным службам.

Навык вырабатывается на базе активно-оборонительной реакции. Можно использовать реакцию подражания.

После успешной сдачи экзаменов по курсу «ЗКС», при словии прохождения курса «Полоса препятствий», собака допускается до курса «Собака-телохранитель»

 

Собака-телохранитель

В ходе этого курса дрессировки, у собаки вырабатываются сложные навыки по выполнению комплекса действий, направленных на обеспечение безопасности дрессировщика и членов его семьи. Собака отабатывает варианты самостоятельных действий в различных условиях обстановки. По окончании курса дрессировки у собаки закрепятся навыки постоянного контроля за дрессировщиком (членов
семьи) и навыка сторожовки.
 
Обязательные занятия, которые входят в курс дрессировки «Собака-телохранитель»
  1. Охрана в автомобиле, задержание из автомобиля.
  2. Охрана квартиры.
  3. Самостоятельный осмотр квартиры.
  4. Защита дрессировщика и членов семьи от нападения на улице, в подъезде, лифте.
  5. Работа против холодного и огнестрельного оружия.
  6. Психологическое сдерживание посторонних лиц, в т.ч. в нетрезвом состоянии.
  7. Охрана и задержание в наморднике.
  8. Работа с человеком без спецснаряжения (скрытое снаряжение).
  9. Задержание, охрана, конвоирование и окарауливание нарушителя.
  10. Самостоятельная работа по охране ребенка.

 

Диверсант


Программа «Диверсант» разработана и апробируется Федерацией военного собаководства при содействии специалистов кинологических структур Вооруженных Сил Российской Федерации.
В основу программы положен практический опыт боевого применения служебных собак в 30–50-х годах ХХ века.

Данный период характеризуется активными действиями, особенно на государственной границе СССР многочисленных диверсионных групп и банд накануне второй мировой войны, проведением диверсионных операций и террористических актов в приф-ронтовой полосе и в тылу наших войск во время Великой Отечественной войны, а также беспрецедентными по своей жестокости акциями ОУНовских боевиков в послевоенный период на территории Советской Украины.

Противостоять многоплановой и изощренной тактике подготовленных дивер-сантов и террористов могли только хорошо обученные люди и служебные собаки. Решающим фактором выступал боевой опыт, практические и теоретические знания специалистов военного собаководства реализованный в методике и технике подготовки личного состава и служебных собак направленный на борьбу с диверсионными группами.

Боевые столкновения, в результате которых применялись служебные собаки, показали их эффективность и надежность в противоборстве с вооруженным противником, в том числе и против групп от двух и более человек. Эти собаки обладали высокими бойцовскими качествами и психологической устойчивостью, физической силой и выносливостью, великолепно работали «перехватом» и были хорошо управляемы.
 

Программа «Диверсант» это дань уважения к истории отечественного военного собаководства направленная на воплощение лучших традиций военной школы дрессировки.
Цель программы состоит в поднятии на более качественную ступень, а по многим позициям на новый совершенный уровень подготовку служебных собак и тем самым способствовать улучшению их рабочих качеств.

Особенностью программы является то, что испытания не носят шаблонного характера и предусматривают разнообразные варианты условий работы инструктора с собакой. Это обосновывается тем, что применение собак в служебно-боевой деятельности различных силовых структур и ведомств, предусматривает их работу в различных условиях обстановки. Из практики известно, что каждое задержание с применением собак имеет свои особенности, что в свою очередь определяет наиболее целесообразную тактику действий инструктора по управлению и применению собаки в той или иной ситуации.

 

Спецподготовка

Спецподготовка собаки для несения различных служб
  Схема отработки курса по спецподготовке:
  1. След
  2. Обыск местности
  3. Выборка человека
  4. Выборка вещи
  5. Сторожевка, конвоирование
  6. Окарауливание свободное
  7. Окарауливание блокпостов
  8. Окарауливание неподвижное
Отдельные курсы спецподготовок:
 

1. Охрана стада
2. Связь
3. Перевозка грузов
4. Минно-розыскная служба
5. Поиск наркотических веществ

 

 

 

Источник информации http://masferdog.ru/

 

 


 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz